Одной из причин медленного чтения специалисты выделяют отсутствие внимания. Кроме того, что невнимательность замедляет чтение, она еще и ухудшает понимание текста, способствует неправильному запоминанию.
К счастью, внимательность при чтении очень хорошо поддается тренировке. В процессе выполнения специальных упражнений мы развиваем внимательность при чтении. Это позволяет лучше понимать и быстрее запоминать материал. А роль понимания и запоминания в обучении переоценить сложно. Все обучение держится на этих способностях и зависит от уровня их развития.
Предлагаю Вам несколько упражнений, которые помогают развивать внимательность при чтении. Их легко выполнять даже дома без специальной подготовки.
Игры на развитие внимания
1. «Найди и посчитай» Вы даете любой текст, который не очень жалко испортить карандашом. И предлагаете ребенку за 1 минуту найти, зачеркнуть и посчитать все буквы Р (С, А, Е, Д) Чуть позже, можно усложнить, предложив найти и отметить сразу 2 буквы, например, Н - зачеркнуть, а И - подчеркнуть. Буквы выбираются произвольно. В конце выполнения надо проверить правильность, т.е. посчитать самому и сверить результат.
Можно просто набрать несколько строк букв на компьютере и распечатать. Тогда не придется портить книгу.
2. «Найди ошибку» Ребенок прочитал текст самостоятельно. Это может быть и текст домашнего задания по чтению. А затем вы читаете этот же текст, заменяя некоторые слова синонимами или другими словами, подходящими по смыслу. Ребенку дается задание: слушай внимательно, а если я ошибусь, хлопни в ладоши.
Все знают текст сказки «Курочка Ряба», поэтому первоначальный текст приводить не буду. А вот при чтении взрослого, он может выглядеть так: «Жили- были дедушка и бабушка и жила у них курица Ряба. Снесла курочка яйцо. Не простое, а драгоценное...»
В процессе чтения, ребенок должен услышать ошибку, хлопнуть и исправить ее. Если он не услышал ошибку, прочитайте еще раз, выделив это слово голосом. Таким образом, Вы приучаете ребенка внимательно вчитываться в текст, обращать внимание на отдельные слова.
3. «Прятки» Для этого упражнения удобнее и легче для ребенка, когда слова написаны в столбик. Можно взять словарь, напечатать слова в несколько столбиков или любой текст.
Задание: найди слово, которое я назову. Вы говорите любое слово из текста, а ребенок должен его найти и показать. Называть надо не только слова-предметы, но и прилагательные, глаголы и другие. Желательно ограничить поле поиска, сказав, что слова спрятались в этих 7 строчках, или в этом абзаце.
Сначала стоит показать ребенку алгоритм поиска. Здесь не надо прочитывать все слова, что делают дети, не надо метаться по всему тексту. Удобно следовать этому алгоритму:
1. Определи первую букву слова.
2. Пробегай глазами по строке и ищи эту букву.
3. Встретив нужную букву, прочитай слово.
4. Если слово не подошло, продолжи поиск дальше.
Стоит отметить, что для этого упражнения надо брать знакомый текст. Удобно брать текст домашнего задания по чтению, потому, что в процессе этого упражнения, ребенок прочитает его еще не один раз, а значит, запомнит и научится читать намного лучше.
4. «Большие прятки» Здесь задание похожее, только найти надо не слово, а продолжение предложения. Вы читаете часть предложения, а ребенку надо найти и дочитать его до конца.
Обращаю Ваше внимание, что сначала Вы читаете первые 2-4 слова предложения, а ребенок по началу находит продолжение. Когда он научится это делать, то можно усложнить. Читайте «хвостик» - конец предложения, а ребенок по концу должен найти начало и прочитать все предложение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий