Вы когда-нибудь задавались вопросом, как лучше читать ребенку книги? Иногда можно увидеть такую картину: бабушка на диване читает вслух сказку, а ребенок лет 4-5 сидит на ковре и складывает пазлы или собирает конструктор. Будет ли польза от такого чтения?
Возможно, ребенок и услышит часть сказки, и даже сможет ее пересказать, но пользы от такого чтения немного. Ребенок становится «потребителем», и чтение для него не самостоятельный интересный процесс, а фон, который создается кем-то. Да, с произведением ребенок познакомится, но процесс чтения не станет от этого легче, любовь к чтению не сформируется.
Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил чтение и хотел читать, обратите внимание на то, как вы читаете ему. Давайте разберемся, как лучше читать ребенку книги.
Вспомните, как вы читали книжки малышу, когда ему было 1-2 года. Как правило, малыш сидит на коленях у мамы и смотрит в книжку. Мама читает и тут же рассматривает с малышом картинки, задает вопросы и отвечает на вопросы ребенка. Так ребенок слышит сказку и вся информация подкрепляется и уточняется с помощью иллюстраций.
Точно так же нужно читать и ребенку 5-6 лет, только упор делается уже не на картинки, а на текст. Конечно, не обязательно брать ребенка на колени, но сидеть рядом и смотреть вместе в книгу просто необходимо. Причем, не просто смотреть, когда мама читает, а еще и выполнять определенные действия.
Хотите, чтобы ребенок читал быстро и легко? Читайте вместе с ним! Не хором, не по-очереди, хотя так тоже можно, а вместе. Начинает читать взрослый, и постепенно передает эту миссию ребенку. И, конечно, все идет от простого к сложному.
Давайте рассмотрим этапы такого чтения.
Взрослый читает, а ребенок следит по тексту. Конечно, сразу, без подготовки, ребенок не сможет это сделать. Поэтому такое чтение делается по шагам:
Сначала взрослый читает вслух книгу и следит по тексту карандашом. При этом ребенок сидит рядом и тоже следит. Если ребенок уже знает буквы и может хоть немного читать, то можно сказать ему, что карандашик может остановиться и тогда ты попробуй прочитать слово. Останавливается карандашик на предлогах или союзах, т.е. очень коротких словах, которые малыш сможет прочитать. Таким образом вы стимулируете умение следить по тексту за карандашом.
Через несколько дней, когда такое задание будет выполняться легко, можно предложить ребенку, чтобы он следил. Вы читаете, а ребенок ведет карандашиком под строчкой. Причем, карандаш должен быть именно под тем словом, которое вы читаете. Карандаш, а не линейка! Линейка подчеркивает всю строку, а нам надо выделять каждое слово и букву.
Еще через несколько дней попросите ребенка прочитать самостоятельно небольшой предложение или коротенькое стихотворение с короткими и простыми словами до 5-6 букв. Вы следите по тексту карандашом, а ребенок читает слово, под которым находится карандаш. Конечно, если ребенок застрял, забыл и не может прочитать, вы спокойно прочитываете слово вместо малыша или вместе с ним. Ни в коем случае не ругать, не смеяться, а просто взять и прочитать.
С этого момента вы постоянно предлагаете прочитать хотя бы небольшой текст ребенку самостоятельно, при этом вы следите по тексту карандашом и начинаете ускорять карандаш. Карандаш бежит вперед, немного опережая чтение ребенка. Можно использовать прием «Скорый поезд», прикрывая текст закладкой, чтобы не было возможности вернуться назад. В зависимости от возможностей ребенка, вы предлагаете ему прочитать от 1 предложения до небольшого абзаца на 3-5 строк.
Затем вы читаете следующий абзац, а ребенок следит по тексту за вами. Казалось бы, что тут уже нет ничего трудного для ребенка. Но вы специально усложняете работу ребенку, побуждая его читать быстрее, чем может. Вы начинаете читать, постепенно увеличивая скорость чтения и доведите ее до своей нормальной скорости. Для того, чтобы успеть за взрослым, ребенку придется читать вместе с ним намного быстрее. Ничего, что ребенок читает молча, глазки его следят по тексту, информация откладывается в голове и он привыкает читать с большей скоростью.
Если вы будете читать таким образом каждый день по 10-15 минут, то совсем скоро заметите, что ваш ребенок читает целыми словами и достаточно быстро. А интерес к чтению и любовь к книге появятся только тогда, когда чтение станет легким процессом.
Еще на один нюанс. Когда вы читаете так, вместе, то читать надо орфографически, так как написано, а не так, как произносится.