среда, 23 декабря 2015 г.

Зачем учить с ребенком стихи?


Все мы прекрасно знаем, что  одно из важных качеств, способствующих успешной учебе – это память. Каждый из нас по своему школьному опыту знает, что тем детям, которые хорошо и быстро запоминали материал, учиться было легче.
Безусловно, хорошая память – не единственное условие успешной учебы, но без нее учиться очень трудно. К счастью,память можно развивать и улучшать. Как Вы думаете, когда надо начинать развивать память? Если Вы считаете, что этим займутся в школе, то очень ошибаетесь.  Память развивается с детства, чем раньше, тем лучше.  И один из cпособов  развития памяти  - это заучивание стихов.
Детская память очень восприимчива, все заученное в детстве мы помним до глубокой старости.  Когда малыш учит стихотворения, он совершенствует свою речь, расширяется его кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
Когда начинать учить с малышом стихи? Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки:   «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…» Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки.  Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек  в нашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи.
Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Вот и рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи. Конечно, очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении.  
Очень хорошо сочетать чтение стихов и какие-то движения.           Тогда ребенку можно напомнить движение, а он вспомнит  слова сам. Причем, движения можно подбирать любые, главное, чтобы было легко и интересно.


Дети с удовольствием заучивают четверостишия с движениями.  Например, такие.
                                          Пропеллер
Вот мотор включился,              /   вращаем перед собой
пропеллер закрутился,            /  согнутые в локтях руки,
В облака поднялись            / руки вверх, развести над головой
И шасси убрались.                       / руки прячем за спину.
Такие небольшие стихи-физминутки  развивают память детей и координацию движений. Практически под любое детское стихотворение можно подобрать простые движения, которые помогут легче запомнить слова и порядок строк.
Если Ваш малыш ходит в детский сад, то там будут учить с детьми стихи. Только не все дети в группе одинаково хорошо слушают и запоминают. Поэтому лучше учить стихи дома, тогда Вы точно будете знать, как заучивает стихи Ваш ребенок и поможете ему в случае затруднений.
Сколько стихов надо выучить? Ответ простой: чем больше, тем лучше. Заучивайте небольшие стихи чаще, постепенно увеличивая и усложняя, этим Вы увеличиваете объем памяти.
Повторяйте периодически стихи, которые выучили давно, не забывайте их. Это тренирует и развивает долговременную память, умение припоминать то, что спрятано в "дальний ящик" памяти.
Дети любят и с удовольствием заучивают стихи классиков детской литературы: Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Елены Благининой.  Очень интересные стихи у современников – Владимира Орлова, В. Степанова и других. Небольшие шуточные стихи легко запоминаются детьми и развивают их память.
Обратите внимание на слог стихотворения. Дети легко запоминают динамичные стихи, с простыми конкретными словами, потому что так им легче создать образ предмета. Очень хорошо, когда в стихотворении много существительных и глаголов.  Это  создает ощущение действия. Для малышей тяжело учить стихи с абстрактными словами, образными выражениями, трудными прилагательными.  Оставьте красивые стихи для более старшего возраста,  а пока учите простые легкие подвижные стихи для малышей.  Наша задача не столько показать красоту русского языка, сколько расширить словарь ребенка и развить его память.
Учите с детьми  стихи, прибаутки,  шутки, потешки и трудностей с памятью не будет. А хорошая память –  необходимое  качество для успеха.

7 секретов воспитания интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если  папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама  все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего,  вырастет хороший читатель.  Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте   ребенку,  рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить.  Учите ребенка читать так, чтобы  ему было легко и интересно,  учите играя. Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива.  Именно в игре   наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет.  Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4  секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и  снижается  способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу).  В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше.  Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Читайте ребенку, даже если он уже умеет читать.  Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного  чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка,  его мысли и желания.  А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность,  что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и развитию внимательности, потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств.  Ребенок понимает, что он читал не зря.  Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Например: дети с детского сада знают, что  ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется  под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге.  Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу.  Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется,  что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку.  Пересказывайте  ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение.  Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений,  о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где  это можно прочитать.   Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов,  например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.


Если Вы будете опираться на  эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением.  А читающий человек – это всегда интересный  и успешный  человек.

23 декабря

Задание