четверг, 5 ноября 2015 г.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: основные ошибки при слушании ребенка.

Программа Развития Родительских Компетенций «Отличное образование - 2015» (Профилактика и решение социальных и психологических проблем ребёнка в школе, с которыми сталкивается каждый родитель) 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Основные ошибки при слушании ребенка 

1. Приказы, команды: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Вынеси ведро!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышал!», «Замолчи!». В этих категоричных фразах ребенок слышит нежелание родителейвникнуть в его проблему, чувствует неуважение к его самостоятельности. Такие слова вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде». В ответ дети обычно сопротивляются, «бурчат», обижаются, упрямятся. 


2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Если ты не прекратишь плакать , я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень !», «Не придешь вовремя, пеняй на себя». Угрозы бессмысленны , если у ребенка сейчас неприятное переживание . Они лишь загоняют его в еще большийтупик. 

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться», «Ты должен уважать взрослых». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового . Ничего не меняется от того , что они слышат это в «сто первыйраз ». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое.

 4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи ...», «Почему бы тебе не попробовать...», «По-моему, нужно пойти и извиниться », «Я бы на твоем месте дал сдачи». Как правило, мы не скупимся на подобные советы. Больше того, считаем своим долгом давать их детям. Часто приводим в пример себя: «Когда я был в твоем возрасте...» Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. А иногда они открыто восстают «Ты так думаешь, а я по-другому», «Тебе легко говорить», «Без тебя знаю!» 

5. Доказательства, логические доводы , нотации, «лекции»: «Пора бы знать , что перед едой надо мыть руки », «Без конца отвлекаешься , вот и делаешь ошибки », «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя». И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно », «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать , возникает то , что психологи называют «смысловым барьером », или «психологической глухотой». 

6. Критика, выговоры, обвинения : «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя понадеялась», «Вечно ты!..». Первый и главный путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные , но и на положительные стороны поведения вашего ребенка . Не бойтесь , что слова одобрения в его адрес испортят его. Нет ничего более пагубного для ваших отношений , чем такое мнение . Для начала найдите в течение дня несколько положительных поводов сказать ребенку добрые слова.  

 7. Похвала.Рекомендация не хвалить ребенка может прозвучать странно и даже нелепо. Чтобы разобраться в кажущемся противоречии, нужно понять тонкое, но важное различие между похвалой и поощрением , или похвалой и одобрением . В похвале есть всегда элемент оценки : «Молодец, ну ты просто гений !», «Ты у нас самая красивая (способная, умная)!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем». 
8. Обзывание, высмеивание: «Плакса-вакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй !» Все это — лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Пусть лапша», «Ну и буду таким!». 

9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это все из-за того, что ты...», «Небось опять подрался», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь...» 

10. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?». 

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания !», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

 12. Отшучивание, уход от разговора . СЫН: Знаешь, папа, терпеть не могу эту математику и ничего в ней не понимаю. ПАПА: Как много между нами общего! Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как «Отстань!», «Не до тебя», «Вечно ты со своими жалобами!». 

Из книги Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

Комментариев нет:

Отправить комментарий